В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Задачей ученического самоуправления является предоставление возможности учащимся самим планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, приобрести опыт межличностного взаимодействия, преодолеть трудности общения, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.
Успешно функционирующая система ученического самоуправления в классе служит развитию личности учащихся, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.